Слово "мерчендайзинг" уже давно вошло в лексикон многих продавцов и производителей товаров, однако до сих пор не всегда ясно, что подразумевается под мерчендайзингом в том или ином случае. Данный материал может быть полезен тем, кто задумывается над разработкой стратегии мерчендайзинга своих товаров, а также тем, кто просто пытается идентифицировать это понятие.
  1. Определение мерчендайзинга.


    Начнем с того, что покупку какого-либо товара вы можете планировать, а можете осуществлять импульсно. Знаете ли Вы, что до 2/3всех решений о покупке потребители принимают, стоя перед прилавком?
    Более того, даже если покупка определенного товара предварительно запланирована (а таких, соответственно, более трети) 7 из каждых 10 покупателей принимают решение о выборе в пользу той или иной торговой марки опять же в торговом зале!
    Таким образом, получается, что у 9 из каждых 10 покупателей, пришедших в магазин за покупками, нет окончательно сформированного решения относительно того, например, молоко какой марки они купят и купят ли они газированные напитки.
    Что же влияет на окончательный выбор покупателя в пользу той или иной марки, вида, упаковки? Почему только в некоторых магазинах покупатели совершают много незапланированных покупок?
    Если акцентировать внимание покупателя на определенных марках или видах товара, можно существенно увеличить их продажу.
    Этот эффект и был положен в основу относительно нового направления торгового маркетинга, получившего название мерчендайзинг от английского merchandising - искусство торговать.
    Комплекс мероприятий производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки называется мерчендайзингом .
    Результатом мерчендайзинга всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.
  2. Эволюция мерчендайзинга.


    За рубежом первоначальная инициатива по внедрению идей мерчендайзинга исходила от наиболее организованных розничных торговцев, которыми являлись сети супермаркетов. Ни для кого не секрет, что среди ассортимента каждой товарной группы можно достаточно четко выделить марки и упаковки, которые завоевали наибольшую популярность среди потребителей, и торговля которыми приносит основную прибыль владельцу магазина. В их продвижении и заинтересованы розничные торговцы.
    Кроме того, облегчив поиск и выбор необходимого товара, превратив процесс выбора и покупки в увлекательное занятие и, таким образом, расширив время пребывания покупателя в торговом зале, можно получить дополнительный эффект.
    Статистика свидетельствует: покупатели оставляют на 13% больше денег в тех магазинах, где мерчендайзинг продукции безупречен.
    От соблазна использовать мерчендайзинг для стимулирования сбыта не удержались и производители (поставщики) товаров. Действительно, если в торговом зале представлены 5 сходных по характеристикам, качеству и цене товаров от 5 различных поставщиков и есть некоторые рычаги, с помощью которых можно влиять на выбор покупателя... Дальше можно не объяснять: тот производитель (поставщик), который позаботится об эффективном мерчендайзинге своей продукции, получает возможность значительно расширить объемы своих продаж за счет снижения продаж аналогичной продукции конкурентов.
    Так, в результате своей эволюции, мерчендайзинг стал еще и инструментом, дающим ощутимые конкурентные преимущества. Многие корпоративные производители сделали мерчендайзинг частью своей маркетинговой стратегии.
    На российский рынок идеи мерчендайзинга были занесены как раз мультинациональными корпорациями, такими как: Кока-Кола, Пепсико, Филипп Моррис и др.
    Мерчендайзинг продукции так же важен, как разработка брэнда товара, наружная реклама или проведение рекламных акций. Дело в том, что мерчендайзинг - это комплекс мер, направленных на продвижение того или иного товара, марки, упаковки в торговом зале - т.е. в том месте, где у продавца есть последний шанс
    • показать покупателю товар,
    • повлиять на его выбор и
    • подтолкнуть его купить больше единиц товара.
    Не использовать этот шанс - значит добровольно отказаться от повышения имиджа товара в глазах покупателей, позволить покупателю отдать предпочтение конкурентной продукции.
  3. Инструменты мерчендайзинга.


    Прежде чем мы начнем говорить о конкретных инструментах мерчендайзинга, необходимо определиться в том, что мы одинаково понимаем значение некоторых понятий.
    Так, торговой точкой смотреть глоссарий
рекламных терминов мы называем розничного продавца, который заказывает продукцию и продает ее в своем магазине.
    Точка продажи (или точка покупки смотреть глоссарий рекламных терминов) - это место в торговом зале конкретного магазина, где размещается продукция. Примером точек продажи могут быть охлаждаемая секция молочных продуктов, фирменный вертикальный холодильник "Кока-Колы", диспенсерсмотреть глоссарий рекламных терминов шоколадных батончиков "Марс", напольный дисплей соков и морсов и т.д.
    Торговые каналы .
    Следует отметить, что всех своих клиентов производитель может разделить на несколько категорий - торговых каналов - в зависимости от вида активности покупателей в торговой точке (потребление продукции на месте или покупка для последующего потребления) а также от того, какой контингент покупателей посещает эти магазины.
    Примером может быть разделение торговых точек на кафе и рестораны с одной стороны, и на магазины - с другой. Критерием будет служить различное поведение покупателя в торговых точках: в одних продукты покупаются для непосредственного потребления на месте, а в других - для потребления дома.
    Также примером может быть разделение всех розничных клиентов на супермаркеты, крупные универсамы и мелкие магазины без самообслуживания, поскольку различается контингент покупателей.

  4. Запас, расположение, представление

    Стратегия мерчендайзинга должна содержать план действий в следующих ключевых областях:



Главное правило эффективного мерчендайзинга: он должен быть результатом совместных усилий производителя, дистрибьютора и продавца. План по проведению мерчендайзинга может быть осуществлен только в том случае, если он учитывает интересы всех трех участников, и, при этом, ставит во главу угла потребности покупателя.


Удалова Кристина
консультант компании ГЛОБАЛ КОНСАЛТИНГ
по вопросам организации
систем продажи и мерчендайзинга.
Разработчик стандартов мерчендайзинга
компании " Вимм-Билль-Данн" (Россия)
и компании " Panonska Pivovara " (Хорватия).
Составитель должностных инструкций
компании "Кока-Кола Боттлерз Узбекистан",
один из разработчиков программы
"Корпоративная культура продаж"
компании Sun Interbrew Ltd.(Россия)

Hosted by uCoz