(в ред. Федеральных законов от 18.06.2001 N 76-ФЗ,
от 14.12.2001 N 162-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ)
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о рекламе
Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. В этом случае авторские
права и смежные права подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава II. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
Статья 5. Общие требования к рекламе
- Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как
реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.
- Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера
целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на
изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного
сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается.
- Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями),
сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий).
- Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом
информационного, редакционного или авторского материала.
- Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей
дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации. Данное положение не
распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на
государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на
зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).
- Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения
(лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации
в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается.
- Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также
наименование органа, выдавшего эту лицензию.
- Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации".
- Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
- Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям,
способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.
- Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.
Статья 6. Недобросовестная реклама
Недобросовестной является реклама, которая:
- дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;
- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц,
а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);
- вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания)
общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других
товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в
связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.
- Недобросовестная реклама не допускается.
Статья 7. Недостоверная реклама
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:
- таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские
свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия
государственным стандартам, количество, место происхождения;
- наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
- стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;
- дополнительных условий оплаты;
- доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
- гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
- исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации
юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;
- прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций;
- официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
- предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;
- результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
- статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;
- ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
- использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший",
"абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально;
- сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;
- ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;
- фактического размера спроса на товар;
- информации о самом рекламодателе.
- Недостоверная реклама не допускается.
Статья 8. Неэтичная реклама
- Неэтичной является реклама, которая:
- содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем
употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории,
возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;
- порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
- порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного
государства, религиозные символы;
- порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
- Неэтичная реклама не допускается.
- Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей
сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав
соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также
вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если
рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.
Статья 9. Заведомо ложная реклама
Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель)
умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.Заведомо ложная реклама не допускается.
Статья 10. Скрытая реклама
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными
способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие,
в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускаются.
Статья 11. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах
- В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой, включая рекламу в виде
наложений, в том числе способом "бегущей строки":
- детские, образовательные и религиозные передачи;
- детские, образовательные и религиозные передачи;
- транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным законом "О порядке освещения
деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";
- иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 минут.
- Иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет более чем 15 минут,а также радиопостановки и
художественные фильмы не могут совмещаться с рекламой чаще чем через каждые 15 минут или могут прерываться столько
раз, сколько 15-минутных периодов включают эти передачи, радиопостановки и художественные фильмы.
- При трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы. (п. 1 в ред. Федерального
закона от 14.12.2001 N 162-ФЗ)
- При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки", ее размер не должен
превышать семи процентов площади кадра.
- Распространение одной и той же по содержанию рекламы одного и того же товара или рекламы о рекламодателе не должно
осуществляться более чем два раза общей продолжительностью не более чем 2 минуты в течение часа эфирного времени радио-
и телепрограммы на одной частоте вещания. (п. 3 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 162-ФЗ)
- В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах
рекламного характера, реклама не должна превышать 20 процентов эфирного времени. (п. 4 в ред. Федерального закона
от 14.12.2001 N 162-ФЗ)
Статья 12. Особенности рекламы в периодических печатных изданиях
В периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера,
реклама не должна превышать 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.
Статья 13. Особенности рекламы в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании
- Прерывать рекламой демонстрацию фильма, за исключением перерывов между сериями (частями), в кино- и
видеообслуживании не допускается.
- При справочном телефонном обслуживании реклама может предоставляться только после сообщения справки (справок),
запрашиваемой абонентом.
- При платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании реклама может предоставляться только с
согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок.
Статья 14. Особенности наружной рекламы
- Распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде
плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама)
в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками
и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.
- Распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии
разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с:
- соответствующим органом управления автомобильных дорог, а также с органом милиции, уполномоченным осуществлять
контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, - в полосе отвода
и придорожной зоне автомобильных дорог - за пределами территорий городских и сельских поселений; (в ред. Федерального
закона от 18.06.2001 N 76-ФЗ)
- органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения
безопасности дорожного движения, - на территориях городских и сельских поселений; (в ред. Федерального закона от
18.06.2001 N 76-ФЗ)
- соответствующим органом управления железными дорогами - в полосе отвода железных дорог
- За выдачу разрешений на распространение наружной рекламы с учетом требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей
статьи, взимается плата в порядке и в размерах, устанавливаемых соответствующим органом местного самоуправления по
согласованию с соответствующими органами, указанными в настоящем пункте. При этом размер платы не должен превышать
величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение наружной рекламы, определению мест ее
распространения и контролю за состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения.
- Распространение наружной рекламы путем установки на территории (в том числе на территориях памятников культуры,
ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов), здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и
порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с
лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица,
обладающего вещными правами на имущество, и при наличии разрешения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Статья 15. Особенности рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях
- Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками
транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не
предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество.
- Случаи ограничения и запрещения распространения рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности
движения определяются уполномоченными органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения.
- Распространение рекламы на почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения федерального органа исполнительной
власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. Порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы
определяются указанным органом. При этом данная плата не должна превышать величину расходов на проведение работ по выдаче
разрешений на распространение рекламы. Плата вносится в федеральный бюджет в полном объеме.
Статья 16. Особенности рекламы отдельных видов товаров
- Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами, не должна:
- содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, а также не должна создавать
впечатление, что употребление алкоголя или курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или
личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;
- дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию о положительных
терапевтических свойствах алкоголя, табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как
достоинство;
- обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет,
высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;
- распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;
- распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для
несовершеннолетних;
- распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
- распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.
- Распространение рекламы табака и табачных изделий во всех случаях должно сопровождаться предупреждением о вреде
курения, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее чем три секунды эфирного
времени, при распространении рекламы другими способами - не менее пяти процентов рекламной площади (пространства).
- Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их
производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии
разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, не
допускается, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.
- Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и
медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается с учетом требований,
предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и
фармацевтических работников.
- Не допускается реклама всех видов оружия, вооружения и военной техники, за исключением рекламы боевого и служебного
оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в
Российской Федерации осуществляются по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и
спортивного.
- Не допускается реклама разрешенного гражданского оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции
военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, если указанная реклама
прямо или косвенно раскрывает технологию производства, способы боевого и специального применения оружия, вооружения и
военной техники.
- Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается только
в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных периодических печатных
изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и
спортивного оружия.
- Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных средствах массовой информации допускается только
после 22 часов местного времени.
- Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного
назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, допускается только в изданиях,
указанных в Законе Российской Федерации "Об оружии", а также на специализированных выставках или на ярмарках - продажах,
проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг
При производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных
услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не
допускается:
- приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или
ценным бумагам;
- гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям;
- рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий;
- представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в
том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг;
- умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.
Статья 18. Социальная реклама
- Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных
целей.
- В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также
конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом
предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
- Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению
социальной рекламы, передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для
производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными
законодательством льготами.
- Рекламораспространители - организации средств массовой информации обязаны осуществлять размещение социальной рекламы,
представленной рекламодателем, в пределах пяти процентов эфирного времени (основной печатной площади) в год, используемого
в пределах, установленных для рекламы законодательством Российской Федерации о рекламе.
- Рекламораспространители, не являющиеся организациями средств массовой информации, обязаны осуществлять размещение
социальной рекламы в пределах пяти процентов годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы.
- Рекламопроизводители обязаны предоставлять услуги по производству социальной рекламы в пределах пяти процентов годового
объема производства ими рекламы.
- Условия, касающиеся времени размещения и средств распространения социальной рекламы, предложенные рекламодателем,
являются обязательными для рекламораспространителя, если рекламодатель обращается к рекламораспространителю не позднее
чем за месяц до предполагаемого срока распространения социальной рекламы.
- Оплата производства, размещения и распространения социальной рекламы производится на основании договора.
-
- В случае превышения объема заказов на производство, размещение и распространение социальной рекламы над установленными
для такой рекламы лимитами эфирного времени, основной печатной площади, объема производства, размещения и распространения
и при возникновении споров очередность производства, размещения и распространения социальной рекламы определяется в порядке
получения рекламопроизводителем, рекламораспространителем оферт рекламодателей.
- Какие-либо действия рекламопроизводителей и рекламораспространителей, препятствующие производству, размещению и
распространению социальной рекламы в пределах, установленных пунктом 3 настоящей статьи, не допускаются. В случае
совершения таких действий они подлежат обжалованию в суд в установленном порядке.
Статья 19. Спонсорство
Под спонсорством в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление юридическим или физическим лицом
(спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения
работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым
рекламы о спонсоре, его товарах.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и
рекламораспространителем.
Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.
Статья 20. Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы
- При производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их
легковерностью и отсутствием опыта не допускаются:
- дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних;
- внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары;
- привлечение внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или иными товарами дает им какое-либо преимущество
над другими несовершеннолетними, а также к тому, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект;
- размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и
ситуациях;
- преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара у несовершеннолетних. При этом в случае, если результаты
использования товара показаны или описаны, реклама должна давать информацию о том, что реально достижимо для
несовершеннолетних той возрастной группы, для которой предназначен товар;
- создание у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о стоимости (цене) товара для несовершеннолетнего,
в частности путем применения слов "только", "всего" и тому подобных, а также путем прямого или косвенного указания на то,
что рекламируемый товар доступен для любого семейного бюджета.
- Текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся
непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается.
Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ,
РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЕЙ
Статья 21. Сроки хранения материалов, содержащих рекламу
Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие
рекламу, включая все вносимые в них последующие изменения, в течение года со дня последнего распространения рекламы.
Статья 22. Предоставление рекламной информации для производства и распространения рекламы
- Рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан
предоставлять документальные подтверждения достоверности рекламной информации.
- Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара, а также при рекламе
самого рекламодателя последний обязан предоставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать
предъявления соответствующей лицензии либо ее надлежаще заверенной копии.
Статья 23. Обязанность рекламопроизводителя информировать рекламодателя об обстоятельствах, которые
могут привести к нарушению законодательства Российской Федерации о рекламе
Рекламопроизводитель обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего
при производстве рекламы может привести к нарушению законодательства Российской Федерации о рекламе.
Если рекламодатель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение рекламопроизводителя, не изменит свое
требование (требования) к рекламе, либо не представит по требованию рекламопроизводителя документальное подтверждение
достоверности предоставляемой для производства рекламы информации, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут
сделать рекламу ненадлежащей, рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнуть договор и потребовать
полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.
Статья 24. Предоставление информации органам исполнительной власти
Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны по требованию федеральных органов исполнительной
власти (их территориальных органов), на которые возложен контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о
рекламе, в установленный срок предоставлять достоверные документы, объяснения в устной или письменной форме, видео- и
звукозаписи, а также иную информацию, необходимую для осуществления предусмотренных настоящим Федеральным законом
полномочий.
Статья 25. Публичное предложение о заключении договора в рекламе
- Последствия признания рекламы приглашением делать оферты либо публичной офертой (публичное предложение о
заключении договора в рекламе) определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
- Рекламодатель обязан указать срок действия как рекламы, выступающей в качестве приглашения делать оферты, если в рекламе
сообщается хотя бы одно из существенных условий, так и рекламы, выступающей в качестве публичной оферты.
- Если рекламодатель уклоняется от заключения договора после получения в установленном порядке акцепта лица, которому
адресована публичная оферта, это лицо вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованиями о заключении договора и о
возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя от заключения договора.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
РЕКЛАМЫ
Статья 26. Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в
области рекламы
- Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет в пределах своей компетенции
государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные
органы):
- предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
- направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;
- направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для
решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида
деятельности;
- направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса
о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.
- Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные
суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями,
рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании
недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
- При предъявлении исков в суды, арбитражные суды федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы
освобождаются от уплаты государственной пошлины.
- Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации
осуществлять в пределах своей компетенции функции по защите прав потребителей и пресечению недобросовестной конкуренции,
вправе заключать с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями соглашения о соблюдении ими правил
и обычаев рекламной практики.
Статья 27. Право доступа к информации
- Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на
этот орган функций по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе имеют право беспрепятственного
доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
- Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, разглашению не подлежат.
- В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению федеральным
антимонопольным органом (его территориальным органом) в порядке, установленном законодательством.
- Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, допускаются в организации, осуществляющие деятельность, связанную с
использованием сведений, составляющих государственную тайну, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Права органов саморегулирования в области рекламы
- Органы саморегулирования в области рекламы - общественные организации (объединения), ассоциации и союзы
юридических лиц:
- привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных
правовых актов;
- проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской
Федерации о рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и
рекламораспространителям;
- привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за
соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе;
- направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением
законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Органы саморегулирования в области рекламы вправе предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный
суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав,
предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
- При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает
правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой
информации или иным способом в установленный им срок.
Глава V. КОНТРРЕКЛАМА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩУЮ РЕКЛАМУ
Статья 29. Контрреклама
- В случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе нарушитель обязан осуществить
контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об
осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.
- В случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, федеральный антимонопольный орган (его
территориальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или о частичном
приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы.
- При этом орган, принявший решение о полном или о частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязан незамедлительно
поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его
рекламы.
- Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик
продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы
согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и
принял соответствующее решение о его исправлении.
- В отдельных случаях по решению федерального антимонопольного органа (его территориального органа), который принял
решение о проведении контррекламы, допускается замена средства распространения, характеристик продолжительности,
пространства, места и порядка осуществления контррекламы.
Статья 30. Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя
Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания
информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине
рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части
оформления, производства, подготовки рекламы.
Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части,
касающейся времени, места и средств размещения рекламы.
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
- Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение
законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско - правовую ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
- Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в
суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда,
причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
- Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой
репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
- Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или от исполнения решения об осуществлении
контррекламы.
- Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением
о признании недействительным полностью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его
территориального органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения федерального антимонопольного органа
(его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения
названных актов.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 32. Международные договоры Российской Федерации в области рекламы
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о рекламе, чем те, которые предусмотрены
настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 33. О введении в действие настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Действие пункта 1 статьи 16 настоящего Федерального закона в отношении рекламы алкогольных напитков, табака и табачных
изделий в телепрограммах с 1 января 1996 года отменяется, и реклама этих товаров в телепрограммах с этого момента не
допускается.
- Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им
нормативные правовые акты.
- Поручить Правительству Российской Федерации:
- подготовить предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с настоящим
Федеральным законом;
- привести в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
18 июля 1995 года
N 108-ФЗ